Вспомнился мне сегодня бедный несчастный Абеляр(д).
Великая любовь, великий философ...
С начала курса изучения средневековья недоумеваю - почему его осудили? Конечно, монахи не имели право любить, но что, ежели на западе в основном церковь сохраняла монополию на образование и в монастырь шли в основно барские дети, не решающие отказаться от мирских привычек?
Как, вы еще не слышали о несчастной судьбе?
Настоятельно рекомендую...
Биография
читать дальшеРодился в деревушке Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре сделался соперником и противником своего учителя.
С 1102 года Абеляр учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрёл себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского. После того, как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 г. принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны: папа Целестин II, Пётр Ломбардский, Беренгар и Арнольд Брешианский.
Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско-богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр возгорел пламенною страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённые наслаждались полным счастьем, пока страстные песни Абеляра не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр увёз Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом своё согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отпёрлась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле.
Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121 г. сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству. Освобождённый наконец папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырём, Абеляр наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев. Его противники с Бернаром Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г. на соборе в Сансе его учение было осуждено и приговор этот утверждён папою с приказанием подвергнуть Абеляра заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру Достопочтенному, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом.
Абеляр умер в 1142 г. в монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были в 1800 г. перенесены в парижский музей (musée des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь Сен-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Près) и в 1817 г. преданы земле на кладбище Пер-Лашез (Père-Lachaise).
Более живое жизнеописание
тут
К тому же, когда начался роман с Элоизой, Абеляр не был монахом, а требование безбрачия духовенства как раз в этот период начинает внедряться, но реализуется еще далеко не повсеместно. Если помнишь, сама Элоизма говорит, что не хотела вступать в брак потому, что это бы воспрепятствовало "карьерному росту" Абеляра, а не потому, что, как позже, это повлекло бы экскоммунию.
Ну, а неприятностей с коллегами и братьями на свою... сама допиши что, он постоянно находил благодаря своему хамскому языку и характеру "сундук с клопами". (Почто над бедным Гильомо из Шампо издевался??? а уж как я понимаю монахов Сен-Дени )))) жили себе мирно, а тут этот хулиган от философии на голову свалился.)По-моему, он всю жизнь нарывался на неприятности из какого-то странного спортивного интереса...
Именно в такого типа только и могла влюбиться умная и всемерно достойная средневековая девушка (и не одна)))))))
Короче, я не очень люблю Абеляра, но соглашусь, что мерзавец - обаятельный. К тому же, как говорят, красавец, да язык подвешен, короче - роковой мачо.
cупер))))
даже Бернару Клервосскому уже совершенно нечему было завидовать..)
Да он по-моему не завидовал. Судя по моему субъективному мнению - барина и так глючило не по-детски.))
Накушался флоры - и вперед...
Хотя в чем-то его мистическое воззрение может и было нравственно по современным показателям...
хулиган от философии
Вот каждый раз замечаю, что многие великие люди (если это не мать Тереза, конечно) обладали сквернейшем характером. И при этом были великими, да и к тому же нередко хартбрэйкерами...
Музыканты, философы, ученые...
Приведу известный и современный пример - один Леннон чего томко стоит...
И при этом оставались на высоте. Гений не шли за народом - народ шел за гениями.. А те в свою очередь шли за своим эго...
я не очень люблю Абеляра, но соглашусь, что мерзавец - обаятельный
Помнится классе в 7ом с подругой (Maniden) от скуки на уроке просматривали учебник истории и выясняли кто кому нравится из лидеров культуры и политики внешне. А еще подкалывали друг друга: "Так он же всего на 200 лет тебя старше!"
Да он по-моему не завидовал
а я всегда нагло выдвигала теорию, что св. Бернар так выступал за целибат потому, что ему было завидно после извеситй об Абеляровых похождениях. Но это, как ты понимаешь, юмор )))
обладали сквернейшем характером.
но не все обладали счастливым даром использовать его себе во вред так, как мэтр Пьер.
Помнится классе в 7ом с подругой (Maniden) от скуки на уроке просматривали учебник истории и выясняли кто кому нравится из лидеров культуры и политики внешне
Помнится я, сидя на уроке физики, придумывала истории с участием изображенных на портретах деятелей. Героем-любовником был Ампер, а вот Копернику приходилось быть за женщину. Кудри меня умиляли.
это ж надо так перед дамой нога на ногу усесться....
Думаю, поза величиствия...
В церкви я за подобное часто по шапке получаю:"мадмуазель, смотрите, как седите".
Но если учесть то, что средневековые художники подчеркивали всегда в основном главное - и очень умело это главное выделяли...
Особый авторский замысел)
или Абеляр действительно йогой занимался (шутка).
Я вот сама сейчас уже несколько недель в художке пытаюсь нарисовать средневековую миниатюру на подобе этой...
Ну столько возьни! Вроде выглядит легко, а все равно очень много идет "от себя". И это "себя" рисует томко современные вещи - нормальную перспективу, разные лица, дворец в импрессионистическом стиле... Кошмар.
Вот когда я ее закончу - будет праздник
когда закончишь, сфотографируй ее, пожалуйста, нам на радость ))))