Вспомнился мне сегодня бедный несчастный Абеляр(д).
Великая любовь, великий философ...
С начала курса изучения средневековья недоумеваю - почему его осудили? Конечно, монахи не имели право любить, но что, ежели на западе в основном церковь сохраняла монополию на образование и в монастырь шли в основно барские дети, не решающие отказаться от мирских привычек?
Как, вы еще не слышали о несчастной судьбе?
Настоятельно рекомендую...
Биография
читать дальшеРодился в деревушке Пале близ Нанта. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Жана Росселина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Вильгельм Шампосский привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре сделался соперником и противником своего учителя.
С 1102 года Абеляр учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрёл себе непримиримого врага в лице Вильгельма Шампосского. После того, как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 г. принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из коих наиболее замечательны: папа Целестин II, Пётр Ломбардский, Беренгар и Арнольд Брешианский.
Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотою своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философско-богословских наук. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр возгорел пламенною страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённые наслаждались полным счастьем, пока страстные песни Абеляра не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр увёз Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом своё согласие. Вскоре, однако, Элоиза возвратилась в дом дяди и отпёрлась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантеле.
Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121 г. сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени и выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству. Освобождённый наконец папою от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырём, Абеляр наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев. Его противники с Бернаром Клервоским и Норбертом Лаонским во главе достигли наконец того, что в 1140 г. на соборе в Сансе его учение было осуждено и приговор этот утверждён папою с приказанием подвергнуть Абеляра заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру Достопочтенному, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом.
Абеляр умер в 1142 г. в монастыре св. Маркела близ Шалона-на-Саоне. Элоиза, выпросив тело покойного, похоронила его в Параклете, чтобы впоследствии самой лечь возле него. Она умерла в 1164 г. Останки обоих были в 1800 г. перенесены в парижский музей (musée des Petits-Augustins), оттуда переведены в церковь Сен-Жермен-де-Пре (St. Germain-des-Près) и в 1817 г. преданы земле на кладбище Пер-Лашез (Père-Lachaise).
Более живое жизнеописание тут
Вспомнился мне сегодня бедный несчастный Абеляр(д).
Великая любовь, великий философ...
С начала курса изучения средневековья недоумеваю - почему его осудили? Конечно, монахи не имели право любить, но что, ежели на западе в основном церковь сохраняла монополию на образование и в монастырь шли в основно барские дети, не решающие отказаться от мирских привычек?
Как, вы еще не слышали о несчастной судьбе?
Настоятельно рекомендую...
Биография
читать дальше
Более живое жизнеописание тут
Великая любовь, великий философ...
С начала курса изучения средневековья недоумеваю - почему его осудили? Конечно, монахи не имели право любить, но что, ежели на западе в основном церковь сохраняла монополию на образование и в монастырь шли в основно барские дети, не решающие отказаться от мирских привычек?
Как, вы еще не слышали о несчастной судьбе?
Настоятельно рекомендую...
Биография
читать дальше
Более живое жизнеописание тут